Про детский сад

 

Долгое чтение

 

  1. Почему ребенку трудно адаптироваться
  2. Как помочь
  3. Сколько времени длится адаптация
  4. Когда стоит обратиться за помощью к специалистам

 

 

СТРЕСС Почему ребенку трудно адаптироваться к детскому саду

 

Давайте представим, что вы оставили всех своих близких и друзей, взяли с собой только пару вещей и уехали на другой конец страны работать на незнакомой работе с незнакомыми людьми. Там не работают ни телефоны, ни интернет, нельзя связаться с домом и услышать родной голос. Насколько легко или трудно вам будет? Какие чувства вы будете испытывать при этом? Как вы будете с этим справляться? А если вы уехали в страну, на языке которой вы не говорите?

 

Так и ребенок попадает в чуждую для него, полностью незнакомую среду. Там много детей и мало взрослых. И все они незнакомые. Там мало внимания, к которому ребенок привык дома. Там всё пахнет по-другому, чужие запахи. Там незнакомые звуки. Там совсем непонятные, отличные от домашних, правила и требования. Там другая еда, другие столы и стулья. Там нужно как-то заботиться о себе самому. Ребенок оказывается в стрессовой ситуации, и его организм начинает включать биохимические процессы, нетипичные для мирной домашней жизни.

 

Стресс – это сложный механизм адаптации, во время которого меняется работа нервной системы, мозга, сердца, всех внутренних органов. Это значит, что сердце бьётся в другом ритме, в мозге другие волны работают, сосуды расширяются и сужают иначе, кишечник двигает не как всегда. В теле от стресса копятся токсины, а клетки испытывают кислородное голодание. Всем известные гормоны стресса адреналин и норадреналин угнетают работу иммунной системы, значительно ослабляя способность организма противостоять инфекциям. А новых неизвестных бактерий и вирусов в детском саду – в миллионы раз больше, чем дома.

 

Реакции бывают только две – активная и пассивная. Активная – заболеть, идти дружить, искать и находить поддержку, погружаться в игру, драться, кусать, напрягать все мышцы в теле, кричать, сопротивляться. Пассивная – прятаться, молчать, сдаваться, испытывать онемелость всех мышц, притворяться, что тебя тут нет, ты невидимый. И, конечно, могут быть самые причудливые сочетания активных и пассивных реакций.

 

Для родителей и педагогов важно понимать – что бы ребенок ни делал, как бы себя ни вёл, это помогает ему справиться со стрессом и выжить в незнакомой среде. Нет пользы ругать за то, что он кусается или дерется. Такое поведение ребенку необходимо, чтобы выжить. Бесполезно настаивать, чтобы он не прятался и не стеснялся общаться. Такое поведение ребенку необходимо, чтобы выжить.

 

Режим выживания – глубоко биологический, древний, эволюционный. Борьбу с ним можно сравнить с борьбой со стихией. Человек не может победить стихию, не может заставить шторм стихнуть. Никакие действия человека не остановят извержение вулкана или землетрясение. Это надо просто пережить и выжить. Поэтому бесполезно ругать ребенка за неадекватное поведение. Нужно снизить уровень стресса и помочь ему пережить это.

 

Итог:

  • Поведение ребенка изменяется так, чтобы он мог выжить в стрессовой ситуации. Любое неадекватное поведение – признак того, что ребенок пытается справиться. Адекватное поведение говорит о том, что ребенок справляется хорошо.
  • Эмоциональное состояние может быть очень нестабильным, настроение чаще всего плохое. Хорошее настроение говорит о том, что ребенок справляется хорошо.
  • Иммунная система ослаблена на фоне стресса и сниженных эмоций, ребенок начинает часто болеть. Редкие болезни говорят о том, что ребенок справляется хорошо.

 

 

Как помочь ребенку

 

Для начала надо понимать, что, когда ребенок в стрессе, родители тоже в стрессе. И тут, как в самолете, сначала оденьте кислородную маску на себя, потом на ребенка. Сначала позаботьтесь о себе, потом о ребенке. Забота о себе – это прежде всего, ваш хороший и длительный сон, полноценное питание и наличие источника приятных эмоций. Договоритесь с другими членами семьи о том, что они возьмут на себя часть ваших обязанностей в домашнем хозяйстве. Кто-то будет помогать готовить еду, займётся стиркой, сходит за продуктами в магазин.

 

Пока ребенок адаптируется к детскому саду желательно, чтобы кто-то из взрослых продолжал оставаться дома, не выходил на работу сразу. Это идеальная ситуация. Если вам надо на работу сразу, то подготовьте своего работодателя к частным больничным. Или подготовьте себя к частым конфликтам на эту тему с руководством.  

 

Очень часто в период адаптации к детскому саду дети начинают регрессировать. То есть в детском саду они сами едят, сами одеваются/раздеваются, а дома они превращаются в лялю. Требуют, чтобы их кормили, одевали, носили на ручках и т.п. Это нормально. Это естественно. Ребенку не хватает психического ресурса в стрессе адаптации, и он пытается получить ресурс из естественного источника – мамы и папы.

 

Обнимашки, активные игры с физическим контактом, спокойное чтение книг рядышком, чтобы почувствовать мамино тепло и любовь, папину нежность и поддержку. Кормить ли ребенка? Моё личное мнение в том, чтобы кормить частично. Ложку я тебе дам, ложку ты сам, двумя ложками. В первые недели или даже месяцы – это нормально. Также и с одеванием. Если вы утром опаздываете в детский сад или на работу не стоит портить настроение себе и ребенку конфликтом вокруг одевания. Особенно если ребенок не хочет идти.

 

У ребенка есть право чувствовать любые чувства – недовольство, отрицание, отвержение, страх, ненависть, антипатию, нелюбовь, раздражение – по поводу чего угодно и по поводу детского сада тоже. Помощь тут заключается в том, чтобы признать эти чувства в ребенке. Ты расстроен. Я вижу, что ты сейчас недоволен и не хочешь. Давай я тебя обниму. Или посиди один, если тебе так лучше. Может быть твоя любимая игрушка тебе сейчас поможет? Это не значит, что ребенок тут же резко повеселеет и захочет пойти в сад. Однако он почувствует, что его понимают, принимают, поддерживают и дают возможность ничего не скрывать и не прятать внутри себя. Что для плохих чувств тоже есть место. Одинокость пройдёт. Будет больше места и сил принять необходимость садика.

 

Желательно избегать любого добавочного стресса в первые месяцы адаптации к детскому саду. Если вы видите, что малыш устал, не надо тащить его в магазин или в гости. Нет смысла начинать ходить в садик в сентябре, если вы запланировали поездку в отпуск в августе. Лучше сразу предупредить сад, что вы придёте в конце сентября-начале октября. Акклиматизация – тоже дополнительный стресс.

 

Общение и обмен опытом с другими родителями – это большая поддержка для вас, а значит и для ребенка. Помните, что просить совета и помощи – это проявление мудрости, а не слабости.

 

Время лечит, это универсальное лекарство. Любой шторм и землетрясение заканчиваются. Тяжелый период адаптации тоже пройдёт. Надо потерпеть несколько недель или месяцев.

 

 

Сколько времени длится адаптация к детскому саду

 

Норма – это 6-12 месяцев. Есть дети, которые адаптируются за две недели. Есть дети, которым нужен год. Есть дети, которые готовы к саду только после четырех лет.

 

На скорость и качество адаптации влияет много факторов. Я расположила их по силе воздействия:

 

1. Здоровье. Если у ребенка здоровая и крепкая нервная система, он хорошо спит, имеет хороший аппетит, он физически крепкий, то такому ребенку легче адаптироваться. Дети с неврологическими особенностями, физически плохо развитые, малоежки справляются с садом тяжелее.

 

2. Семья. Если родители умеют заботиться о себе, поддерживают и понимают друг друга, умеют решать конфликты – то ребенку легче. Если в семье есть неразрешенные конфликты, они могут обостриться в период стресса адаптации. Также если старшего отдают в сад, потому что вот-вот родится младший. Подробнее о влиянии семейных обстоятельств на адаптацию к детскому саду читайте в отдельной статье.

 

3. Возраст. Как ни крути, время имеет значение. Детям нужно время, чтобы созреть. Кому-то нужно 2 года, а кому-то 4.

 

4. Язык. Говорящему ребенку легче. Он может спросить, попросить, объяснить. Неговорящему тяжело. Он не сможет даже попросить воды или сообщить, что ему холодно или он хочет в туалет. После сада он не сможет вам рассказать, что он пережил.

 

5. Навыки общения. Это отличается от овладения языком. Есть дети и взрослые, которые прекрасно разговаривают и могут всё объяснить, но вот с общением туго. Сложно устанавливать контакт. И наоборот. Есть неговорящие дети, которые прекрасно общаются – жестами, интонациями, они мастера невербального контакта. В садике тяжелее тем, у кого навыки общения не прокачены.

 

6. Навыки самообслуживания. Легче детям, которые умеют само есть ложкой и пить из кружки, раздеваться и немного одеваться, ходить на горшок. Легче детям, у которых развит навык самостоятельной игры и которые сами умеют успокаиваться.

 

7. Характер. Тихоня или непоседа. Упрямый или покладистый. Настойчивый или легко сдается. А еще есть черти, которые в тихой воде водятся. Бывает, что ребенок во всем хорош и ко всему кажется готовым, а когда сталкивается с реальностью детской группы в 20-30 человек, показывает себя с неожиданной неадаптивной стороны.

 

8. Воспитатель и система детского сада. Это очевидная для всех вещь. С хорошими, любящими воспитателями дети адаптируются легче. А если не повезло с воспитателем, ну что же, адаптироваться придется долго, или менять детский сад. Бывают детские сады более или менее лояльные к детям. Где-то разрешают подолгу ходить по полдня и всего три раза в неделю. А где-то требуют, чтобы через три дня ребенка оставляли уже на целый день.

 

9. Климат и экономика. Теплой малоснежной осенью легче адаптироваться, чем когда холодно, дождь и грязь. Если у родителей стабильный доход, хорошая работа и перспектива развития, то они чувствуют себя уверенными и защищенными, а значит, и ребенок тоже. Если экономическая ситуация в стране тяжелая, с работой трудно, денег не хватает, взрослые в напряжении – ребенок тоже будет напряжен. С этими недетскими проблемами малыш вовсе не может справиться, поэтому справляться должны взрослые.

 

Теперь посмотрите на свою ситуацию, поиграйте этими шкалами, где у вашего ребенка много, а где мало, и будет понятнее, чего ожидать и что делать.

 

 

Когда стоит обращаться за помощью и куда

 

Есть несколько тревожных признаков, которые говорят о том, что ребенок не справляется, что не хватает ему ресурсов выжить в новой детскосадичной среде.

 

Ребенок часто и сильно болеет. Болеть во время адаптации – это нормально. Однако случается, что ребенок сходил в сад на 2 дня и заболел на 2 недели, и это происходит несколько месяцев подряд. Бывает, родители приходят на прием к психологу и говорят, наш ребенок за полгода отходил в детский сад максимум 2 недели, и не подряд, а если по пальцам дни считать. А еще в больнице пришлось полежать пару раз, потому что болел очень серьезно. Так вот это говорит о том, что ребенок просто не ходит в детский сад и не собирается, он не готов, семья не готова.

 

Когда количество дней в саду хотя бы равно количеству дней на больничном, или больше. И болезни-то в основном сопли/кашель, без скорых и больниц. Вот тогда какая-то адаптация происходит, и есть шанс, что в течение года ребенок адаптируется.

 

Ребенок ничего не ест и не пьет. Отказ от еды – это нормальная реакция в первые дни. Дети, которым хватает адаптивных ресурсов, начинают питаться через несколько дней, максимум через пару недель. И даже когда они не едят кашу и суп, то все равно пьют водичку, едят хлеб и печенье. Беспокоиться стоит тогда, когда отказ от еды и питья полный и ситуация через две недели не улучшилась.

 

Поведение переходит все границы. В детском саду кусаются и дерутся, плачут, мало едят. И всё это нормально и всё это проходит со временем. Однако случается, что ребенок, имеющий неврологические особенности, демонстрирует крайности. Убегает в пустое помещение и сидит там один весь день, не идёт на контакт, любые попытки приблизиться вызывают визги и крики, агрессивное сопротивление. Ребенок находится в группе, но отчаянный плач и крики не прекращаются часами. Или своим агрессивным поведением ребенок причиняет реальный физический вред себе, другим детям и/или разрушает вещи. Воспитателю не удается успокоить и переключить внимание ребенка так долго, что это нарушает функционирование всей группы. Это примеры ситуаций, когда помощь требуется всем.

 

Если происходит что-то из вышеперечисленного, или что-то ещё, что вызывает у вас или у воспитателей сильную тревогу, то необходимо обраться за помощью. Выслушать мнение воспитателя и психолога детского сада. Обратиться к психологу из независимой организации. Обратиться к участковому педиатру и неврологу. Нужно разобраться в ситуации и принять решение, что делать дальше – лечить ребенка, отложить детский сад на год, поменять детский сад или что-то ещё.